- Андреева, Галина Михайловна
- (1924 г.р.)Российский психолог, ведущий специалист в области социальной психологии. Окончила философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1950), преподает в МГУ с 1953 г., доктор философских (1966), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1993), заслуженный деятель науки РФ (1984), член Европейской Ассоциации Экспериментальной Социальной Психологии (1975).В 1972 г. А. создала на факультете психологии МГУ кафедру социальной психологии и до 1989 г. заведовала ею. Создание этой кафедры во многом способствовало становлению социальной психологии как научной и учебной дисциплины в вузах страны: была разработана программа курса, А. был написан первый в стране университетский учебник “Социальная психология” (М., 1980), удостоенный Ломоносовской премии (1984). В ее работах осуществлена систематизация социально-психологического знания, разработана общая теория социальной психологии. Ею обоснованы основные принципы социально-психологической теории, связанные с содержательным анализом человеческого поведения и деятельности, изложены ведущие проблемы социальной психологии, освещены методологические аспекты социально-психологического исследования. В работах А. дается психологическая характеристика разных социальных групп, раскрывается динамика социально-психологических процессов, рассматриваются основные направления прикладных исследований в социальной психологии.Тема докторской диссертации А.: “Методологические проблемы эмпирического социального исследования” (1966). В последующие годы область научных интересов А. переместилась от философии и социологии к проблемам социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Ею была предложена теоретическая схема системного исследования этой области. На кафедре социальной психологии под руководством А. проводились многочисленные исследования по этой проблематике, что отражено в ряде коллективных монографий (1978; 1981; 1984), в которых А. выступала в качестве редактора и автора. Ее концепция исследования социально-перцептивных процессов в реальных социальных группах послужила основой для многих кандидатских диссертаций. Изучение проблем социальной перцепции проводится в условиях конкретной совместной деятельности членов группы, с учетом социального контекста, в который включена та или иная группа в процессе своей жизнедеятельности. В качестве важнейших переменных выделены специфика содержания совместной деятельности и уровень развития группы. В 90-е годы результаты многолетних исследований обобщены А. в разработанном ею спецкурсе “Психология социального познания”, на основе которого написано учебное пособие (Андреева, 1997).А. подготовлено 48 кандидатов и 9 докторов наук, опубликовано более 160 работ (включая 12 монографий и учебников, индивидуальных, а также в соавторстве или под ее редакцией), в том числе многие - в зарубежных изданиях.
Кто есть кто в российской психологии. 2011.